20 ЛЕТ В ЭКОЛОГИИ

Разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

     Любая деятельность человека, так или иначе, подразумевает образование отходов. Это могут быть остатки сырья, продуктов и материалов, которые образовались во время технологического процесса или бытовой деятельности, а может быть и продукция не пригодная к использованию. Стоит отметить, что наличие даже одной мусорной корзины в офисе организации уже подразумевает деятельность по размещению отходов производства и потребления.

 

Основные понятия

     Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

    Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

     Обращение с отходами — деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию и уничтожению, транспортированию, размещению (хранению и захоронению) отходов.

     Сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

     Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

     Накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

     Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

  • I класс — чрезвычайно опасные отходы
  • II класс — высокоопасные отходы
  • III класс — умеренно опасные отходы
  • IV класс — малоопасные отходы
  • V класс — практически неопасные отходы


Основания для разработки проекта

     В соответствии с законодательством РФ (ФЗ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. – ст.16 п.2) размещение отходов производства и потребления является негативным воздействием на окружающую среду, которое определено как платное (ФЗ-№7 – ст.3; ст.14; ст.16 п.1). Это воздействие регулируется и нормируется государством (ФЗ-№7 – ст. 14; ст. 22 п.1 и ст.24), а разработка ПНООЛР направлена для установления таких нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

     Согласно п. 3 ст. 18 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, освобождены от обязанности разработки ПНООЛР. Вместо этого они представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

     ФЗ №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» — статьи. 14, 22, 24.

     ФЗ № 89 – ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» — статьи 1, 11, 18.

     Приказ № 703 Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору Ростехнадзора по УР «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» от 19.10.2007 г.

 

Порядок разработки проекта

Основными задачами при разработке ПНООЛР являются:

  • определение (расчет) годовых нормативов образования отходов;
  • определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов;
  • обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания;
  • обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории,
  •  рассмотрение возможных вариантов дальнейшего их размещения, утилизации или использования.

 

Перечень документов, необходимых для разработки ПНООЛР

Необходимые данные для подготовки технического задания на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

  1. Полное наименование предприятия
  2. Режим работы предприятия
  3. Численность работников на предприятии
  4. Юридический и почтовый адреса предприятия
  5. Ф.И.О. руководителя предприятия, телефон, факс
  6. Ф.И.О. ответственного за охрану окружающей среды, телефон
  7. ИНН, КПП, ОКВЭД, ОКПО, ОКТМО, Банковские реквизиты: Наименование банка, БИК, Р/с, К/с
  8. Характеристика основного и вспомогательного производства, всех структурных подразделений. Технологический регламент производства.

Структура предприятия: основные, вспомогательные производства (краткое описание назначения цехов или участков), социальные объекты (столовая, медпункт и т.д.). Производственные операции, получаемая в результате продукция каждого участка, образующиеся отходы, операции дальнейшего обращения с отходами. Номенклатура выпускаемой продукции, наличие утвержденных технологических процессов на выпускаемую продукцию (по каждому наименованию продукции).

Фактическое количество отходов, которые образуются на предприятие.

  1. Наличие полигонов, хранилищ отходов, находящихся на балансе.
  2. Краткое описание мест временного хранения отходов (все места временного накопления отходов показать на карте-схеме):
  3. Указать направление использования отходов (использование в качестве сырья, в качестве топлива, в качестве ветоши, в качестве удобрения, в качестве смазки, использование для отсыпки и укрепления дорог и т.д.).
  4. Указать объекты размещения отходов (полигон ТБО, полигон промышленных отходов, шламонакопитель, хвостохранилище, отвал, террикон, шлакозолоотвал, санкционированная свалка, котлован, карьер, выработанная шахта, поглощающий колодец, скважина, новозохранилище, специализированное предприятие (наименование предприятия), реализация населению, хранение на территории, использование на предприятие и т.д.).
  5. Указать количество и типы отходов, реализуемых сторонним организациям приложить копии договоров с соответствующими организациями.
  6. Представить информацию о наличии мероприятий по снижению количества образующихся отходов или снижению негативного воздействия на окружающую среду.
  7. Сведения о водоснабжении, водоотведении и теплоснабжении предприятия, наличие собственных очистных сооружений канализации, наименование приемника сточных вод.
  8. Наличие выгребных ям, их количество и объем, балансовая принадлежность.
  9. Перспектива развития предприятия на 3-5 лет.
  10. Размер площади землепользования, га: общей, площадь под зданиями и сооружениями, асфальтовых и твердых покрытий, грунтовых покрытий и газонов.
  11. Ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием места положения предприятия относительно водного объекта, граничащих с предприятием жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей. Указание СЗЗ. Масштаб.
  12. Количество установленных ртутьсодержащих ламп:
Марка Количество Срок работы ч/год

Справочно: Марка ламп — ЛБ-20, ЛБ-30, ЛБ-40, ЛБ-80, ДРЛ-125, ДРЛ-250, ДРЛ-400, ДРЛ-700, ДРЛ-1000, ДРТ-400, ДКСТ-10, ДРЛФ-400, ЛЭ-30 и др.

Договор на сдачу отработанных ламп.

  1. Для предприятий, на промплощадке которых размещаются на условиях аренды иные предприятия, организации (арендаторы), необходимо предоставить дополнительные сведения (название, юридический адрес, основные виды деятельности, численность работающих).
  2. Количество используемых материалов.
спецодежда, шт в год
спецобувь шт. в год
электроды, марка, кг в год
обрабатываемого металла т/год
пиломатериала, м3
пищеблок, блюд в день
бумаги для кац деятельности, кг/год
   

Согласование проекта

     Согласование проекта ПНООЛР осуществляется на 5 лет (при условии неизменности техпроцесса) и осуществляется в территориальном органе государственной власти — Управлении Росприроднадзора.

     В случае утверждения проекта ПНООЛР предприятие получает «Лимиты на размещение отходов» сроком на 1 год, что подтверждает законность и безопасность данного вида деятельности. Лимиты на каждый последующий год действия ПНООЛР (из 5 лет) выдаются при условии ежегодного подтверждения юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения за месяц до окончания отчетного года лимит на размещение отходов аннулируется.

      Наличие разработанного ПНООЛР и лимитов на размещение отходов

— снижает в 5 раз плату за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов.


Ответственность за отсутствие проекта

КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ),

Глава 8

     Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1.000 до 2.000 рублей; на должностных лиц — от 2.000 до 5.000 рублей; на юридических лиц — от 20.000 до 100.000 рублей.

     Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно — эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1.000 до 2.000 рублей; на должностных лиц — от 10.000 до 30.000; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30.000 до 50.000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 100.000 до 250.000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

     Статья 8.5. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1.000 рублей; на должностных лиц — от 1.000 до 2.000 рублей; на юридических лиц — от 10.000 до 20.000 рублей.

ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998.№ 89-ФЗ

Глава 7

     Статья 28. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

     Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормативные документы

Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 (ред. от 20.07.2015) «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2014 N 33393

 

Позвоните нам по телефону 8(3412) 512-913 или 8(3412)528-164

Закажите нам звонок и наши специалисты перезвонят Вам 

Подробнее »

Ваш телефон (обязательно)

Введите код с картинки
captcha

Задайте свой вопрос

Ваше имя (обязательно)

Название предприятия

Ваш e-mail (обязательно)

Выберите тему сообщения

Ваше сообщение

captcha

Введите код с картинки

Бесплатные семинары
Приглашаем посетить бесплатные семинары по темам:
«Скоро проверка»
«Изменения в природоохранном законодательстве РФ»
«Годовая и ежеквартальная отчетность предприятия по экологии, разрешительная документация»
Семинар "Скоро проверка"
15 – июня 2017 года
21 – сентября 2017 года
16 - ноября 2017 года
Семинар "Годовая и ежеквартальная отчетность предприятия по экологии, разрешительная документация"
23 – марта 2017 года
7 – июля 2017 года
12 – октября 2017 года
Семинар "Изменения в природоохранном законодательстве"
11– мая 2017 года
24 – августа 2017 года
14 - декабря 2017 года
Запись на семинар по телефону: (3412) 52-81-64, 51-29-13 или через форму на сайте